ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Адаптация детей мигрантов: что должны сделать педагоги

2024-05-07

Школьная педагогика

Адаптация детей мигрантов: что должны сделать педагоги

В данной статье мы рассмотрим:

  • Психологические особенности детей мигрантов;
  • Программа по адаптации детей мигрантов в школе: как разработать;
  • Работа с детьми мигрантов: как вести себя педагогу;
  • Мероприятия по адаптации детей мигрантов.
Бондарева Ангелина

7 мин

С февраля 2023 года органы исполнительной власти должны проводить мероприятия по повышению квалификации педагогов и других специалистов образования, работающих с детьми мигрантов (п. 12 Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам всех уровней на период до 2025 года).

Возможно ли сделать школу комфортной и безопасной для всех учеников — независимо от того, есть ли у них миграционный опыт? Разбираемся вместе с нами в данной статье. А в подборке полезных файлов вы найдете дневник сопровождения детей мигрантов.

Психологические особенности детей мигрантов

Адаптация детей мигрантов имеет свои особенности. Основная трудность для детей из семей мигрантов — недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем:

  • социальными: отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.; 
  • бытовыми;
  • материальными;
  • психолого-педагогическими и др. 

Вследствие всех этих взрослых проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др. 

Одними из первых с трудностями в процессе адаптации детей мигрантов в школе сталкиваются педагоги. Им предстоит снизить уровень тревожности и страхов, повысить учебную мотивацию, сформировать у ребенка из семьи мигрантов коммуникативные умения и навыки, релевантные принимающей среде.

Программа по адаптации детей мигрантов в школе: как разработать

Дети мигрантов - это особенный контингент учащихся, поэтому подготовка учителя для работы с детьми мигрантов - это условие успешности адаптации детей мигрантов. Интеграция детей мигрантов должна быть направлена, в первую очередь, на эффективность и результативность их интеграции в новую культуру. Учебный процесс должен отвечать потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации: в той, когда учащийся-мигрант одновременно находится в двух культурных средах: сохранение своей национальной культуры, самосознания, а также установление контактов с новым социумом, умение ориентироваться в новых, быстро меняющихся обстоятельствах принимающего общества.

Для их успешной адаптации нужна программа по адаптации детей мигрантов в школе.

Прежде всего важно помнить, что педагог не должен оставаться один на один с этой проблемой. Органы исполнительной власти и образовательная организация обязаны создать условия для успешной языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (Письмо Минпросвещения о направлении методических рекомендаций).

При разработке программы по адаптации детей мигрантов следует учитывать следующие компоненты:

Шаг 1: Изучение целевой аудитории
Первым шагом при разработке программы является изучение целевой аудитории – детей мигрантов. Необходимо провести анализ их культурных, языковых, социальных и образовательных потребностей. Важно учесть разнообразие этой группы и найти общие характеристики, чтобы разработать наиболее эффективные подходы к адаптации.

Шаг 2: Сотрудничество с родителями
Вовлечение родителей является существенной частью программы по адаптации детей мигрантов. Важно установить открытую и доверительную коммуникацию с родителями, проводить встречи, консультации и семинары, на которых они смогут получить информацию о системе образования, правах и возможностях для своих детей. Родители также должны быть вовлечены в процесс принятия решений, связанных с программой.

Шаг 3: Адаптация культурного контекста
Учебное окружение должно быть адаптировано для учета культурных особенностей детей мигрантов. Специальное внимание следует уделить разработке многоязычных и мультикультурных материалов, участие представителей разных культур в образовательном процессе и организации культурных мероприятий. Это позволит детям мигрантам сохранить свою культурную идентичность и способствовать взаимопониманию среди всех учеников.

Шаг 4: Поддержка языкового развития
Дети мигранты, часто сталкиваются с языковыми трудностями в школе. Поэтому необходимо предусмотреть дополнительные языковые занятия, включить переводчиков и языковых специалистов в образовательный процесс. Важно создать дружественную и поддерживающую обстановку для детей, чтобы они чувствовали себя комфортно в изучении нового языка.

Шаг 5: Поддержка социальной адаптации
В школе должны быть предложены меры для социальной адаптации детей мигрантов. Это включает создание дружественной среды, формирование групп поддержки, менторства и проведение специальных мероприятий для интеграции. Также необходимо обеспечить детям мигрантам доступ к психологической поддержке и консультированию.

Шаг 6: Оценка и корректировка программы
Не менее важным является постоянный анализ и оценка программы по адаптации детей мигрантов. Регулярные обратная связь со стороны учеников, родителей и учителей поможет выявить возможные проблемы и внести коррективы в программу для ее более эффективной работы.

Работа с детьми мигрантов: как вести себя педагогу

В традиционной школьной практике реакция педагогов на проблемы детей с миграционным опытом может быть различной. Многие испытывают определенные трудности. Именно поэтому подготовка учителей к работе с детьми из семей мигрантов должна включать не только предметное повышение квалификации и изучение новых методик, но и понимание проблем мигрантов, знание их культуры и обычаев — это поможет сформировать основы толерантного поведения.

Каждый случай уникален, но в целом педагогам можно рекомендовать следующую тактику поведения:

  1. Пользуйтесь специальными приемами для привлечения внимания во время беседы.
  2. Соблюдайте дистанцию между говорящими: не во всех культурах принят близкий контакт.
  3. Избегайте слов, которые усиливают расовые и этнические стереотипы.
  4. Не забывайте, что для различных культур одни и те же предметы, символы, поступки могут иметь разные значения.
  5. Учитывайте сложности вербального оформления правил и норм поведения, принятых в российском обществе.

Мероприятия по адаптации детей мигрантов

В школе необходимо создавать условия для активного вовлечения обучающихся и в образовательный процесс, и в общественно полезную деятельность. Кроме того, чтобы сформировать толерантное отношение, нужно работать не только с мигрантами, но и со всем коллективом педагогов и детей. Поэтому адаптационные мероприятия для детей мигрантов многообразны и разноплановы. 

Педагог может проводить:

  • групповые занятия по изучению русского языка как неродного;
  • мероприятия для всего класса с участием детей мигрантов: уроки толерантности, адаптационные игры и упражнения, фестивали, форумы, конкурсы, дебаты, деловые игры по правовым вопросам, дискуссионные площадки по личностным, этническим и другим вопросам;
  • мероприятия с родителями детей мигрантов: консультации, открытые уроки, встречи с представителями администрации школы и органов местной власти;
  • совместные мероприятия для родителей и детей: мастер-классы, соревнования, практикумы, регулярно действующие клубы, кружки, выставки, экскурсии, поездки;
  • воспитательную работу по разъяснению норм поведения, этикета общения — тематические «этикетные» уроки и классные часы.

Первоочередная задача учителя — познакомить ребенка с организацией жизни в классе. Вот что можно сделать, чтобы уже на старте ребенок из семьи мигрантов мог почувствовать себя более комфортно:

  1. Проведите специальный классный час или пятиминутку, чтобы познакомить новичка с новым коллективом. Коротко расскажите детям об истории, культуре и особенностях уклада жизни страны, откуда прибыл ребенок.
  2. Организуйте мини-презентацию ребенка и его семьи. Это избавит от излишних расспросов и нежелательных объяснений. 
  3. Посадите ребенка за первую парту, чтобы уделять ему больше внимания.
  4. Ведите дневник сопровождения детей мигрантов, чтобы фиксировать результаты адаптации детей мигрантов, трудности, с которыми они сталкиваются, и их успехи, а также индивидуальные образовательные маршруты. Дневник может быть разработан в виде локального акта школы.

Где повысить квалификацию педагогу

Необходимо проводить адаптацию детей мигрантов в школе, и, как правило, главную роль в решении данной ситуации играют педагоги. Из этого следует, что сегодня важно обучать будущих педагогов преподносить детям информацию и сделать их обучение комфортным в российских школах. 

В университете ЕВИДПО есть более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Для групп предусмотрены скидки! Обучаем в кратчайшие сроки.

Например курс Педагог-психолог в сфере образования. Преподаватель психологии. Квалификация: Педагог-психолог . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Адаптация и интеграция детей мигрантов ― это не просто формальное обустройство детей-мигрантов в образовательной среде, обеспечение их экономических и социальных прав в соответствии с существующими законами. Работа с детьми мигрантов - это взаимный процесс объединения мигрантов и принимающего населения в новую социально-культурную среду, без потери для обеих сторон ключевых параметров исходных социально-культурных идентичностей, чаще всего при доминировании культурной составляющей принимающего сообщества.

Для организации продуктивной коррекционной работы необходимо создание следующих условий:

  • комплексная работа и взаимодействие педагогов, специалистов, родителей.
  • своевременное и поэтапное включение ребенка – билингва в новую социокультурную среду, 
  • коммуникативный принцип обучения;
  • учет специфики двух языков, особенностей двух культур, своеобразия речевой среды ребенка
  • создание психологически комфортного для ребенка климата в социуме;
  • систематичность и последовательность обучения;
  • формирование социальных качеств ребенка и его гражданское воспитание через ознакомление детей с литературой, историей, культурой.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4